30.01.2017

Проповедь в день памяти св. мученицы Татианы

Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда, отказалась от супружес-кой жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами. При императоре Александре Севере (222-235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание. Согласно древнему рассказу, святую Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, — и они тоже были после мук усечены мечом.
«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).
Святитель Феофан Затворник сии слова апостола Павла поясняет следующим образом: «Не говорите: “Не могу.” Это слово не христианское. Христианское слово: “Вся могу”. Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе». В сегодняшнем евангельском слове слышим мы наставление о хранении веры: «
имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам» (Мк. 11: 23-24). Священномученик Григорий Шлиссельбургский говорит: «Короткие, но великие слова! В них Господь открывает тайну Царства Духа. Господь открывает в них прежде всего главное и единственное условие причастности, вступления в это Царство. Это — безраздельная вера в Него и по такой вере безраздельный уход в стихию этого Царства. Потом Господь открывает две стороны этого Царства: а) его полное отличие от царства земли и б) полную подчиненность царства земли со всеми его законами Божественному Царству Духа. «Имейте веру Божию», — говорит Господь, как будто желая тем обозначить какую-то высшую ступень веры, когда она из теоретического, умственного знания, убеждения, поднимается и переходит в «силу», в стихию другого мира. Это — стихия Духа и Бога. Это — вера Божия. Эта стихия другого мира и вдвигает душу человека в особый мир Бога».
Архимандрит Павел (Груздев) наставляет нас следующим образом: «Праздничное богослужение в день памяти святой мученицы ТатианыЯкорь- надежда кораблю, а вера- якорь человеку на земле и на море». Вера есть тот «ключ к Церкви», который открывает путь ко Христу. По сути своей, вера- это тот камень, на котором зиждется жизнь человека- «камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Преподобный Никон Оптинский: «Наше дело- смиренно хранить веру Христову. Аще вера сохранена- есть и надежда спасения».
«Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, — ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры» (преп. Варсонофий Оптинский).
Подвиг святой мученицы Татианы и учит нас: “«всё возможно верующему» (Мк. 9:23), и наоборот- ничего невозможно без веры, ибо прошение без веры- оскорбление для Бога. Человек не может тогда рассчитывать получить от Бога ни помощи, ни укрепления, ни сил духовных, и его духовная жизнь замрет неизбежно” (свт. Василий Кинешемский).
Потому что человек, имеющий веру, «что Бог близко, мог бы сказать:
Богом моим прейду стену (Пс. 17:30)» (преп. Петр Дамаскин).

 

Просмотров: 1015