12.01.2018

Слово в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (8 сентября 2015 г.)

   Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
   В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу. Сын Юрия Долгорукого, святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им Успенском соборе. С того времени икона получила название «Владимирской». Наиболее торжественное празднование установлено в честь сретения Владимирской иконы при перенесении её в Москву. В 1395 году вторгшийся на Русь хан Тамерлан, направляясь к Москве, достиг берегов Дона. Великий князь Василий Дмитриевич с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился преподобному Сергию и святителям Московским о спасении Руси. Великий князь написал святителю Киприану, митрополиту Московскому, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
   После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы был организован крестный ход. В тот самый момент, когда жители Москвы встречали икону, Тамерлан спал в шатре. Вдруг он увидел великую гору, с вершины которой шли святители, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена и повелела ему оставить пределы земли Русской. Испуганный Тамерлан спросил, что значит это видение. Сведущие люди ему ответили, что Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. В память о чудесном избавлении Русской земли от Тамерлана было установлено сие празднество. А на самом месте сретения иконы был построен Сретенский монастырь.
   Объясняя слова сегодняшнего евангельского чтения, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «В некоторых случаях Он настолько обильно изливал Свою целительную силу, что евангелист воскликнул об этом: И исцелил всех больных. Среди других людей безграничная мера Христовых благодеяний натыкалась на такие большие препятствия, что сказано: И не совершил там многих чудес по неверию их. Щедрость Бога измеряется верой человека, так что одному Он говорит: По вере вашей да будет вам, другому: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе, третьему: Да будет тебе по желанию твоему, четвертому: Вера твоя спасла тебя». В сегодняшнем евангельском повествовании Христос учит нас, как Марфу, что важнее гостеприимства,- хотя и велико благо сие,- внимание духовное.
   На примере истории нашей страны много раз показывалось, что «вера спасла тебя»: Россия оставила веру в Смутные годы первой половины XX века, грянула революция, кровавыми жерновами перемоловшая судьбы миллионов людей. И что в итоге? В 1941 году мы «получили» Великую Отечественную войну, которая вынудила народ обратиться к вере. Смутное время, когда поляки завоевали Россию, тоже грозило гибелью державе, и русскому народу. И вновь обращение к Господу, к вере спасает народ.
   Святитель Николай Сербский говорит: «Вера – это сила духовная. Малая вера не подвигнет ни ум к размышлениям о Боге, ни сердце на молитву. Крепкая вера движет ум и сердце человека и всю душу его. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу».
   Не случайно святой апостол Павел в читанном сегодня Послании к Галатам говорит, что верующие «суть сыны Авраама»: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Явствует главное: что без веры невозможно строить духовную жизнь, ибо вера есть основание её.
   Как пишет преподобный Макарий Оптинский, «страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает».
   Сам Спаситель говорит: «Без Меня не можете ничего сотворить». А уж тем более- приступать к жизни духовной, ибо если веры нет, то все наши старания будут тщетны. «Вы не думайте, что проходящие духовную жизнь все могли всегда наслаждаться духовными утешениями. И здесь есть борьба плоти  и духа, победа и побеждение, утешение временем и отъятие оного к смирению и обучению несения духовного креста вместо вожделеваемого сладостного утешения. Любовь Божия не тогда познаётся в нас, когда наслаждаемся утешениями, но когда терпим духовный крест, в котором также испытуется в нас любовь Божия. Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние её сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби» (преп. Макарий Оптинский). Вспомним праведного Иова: на него обрушилось столько бед и скорбей, он же только повторял: «буди благословенно имя Господне!» И он снискал великое благоволение пред Богом и обрел утешение.
   Для ведущего жизнь духовную самое ценное есть слово Божие: «блаженны слышащие слово Божие и хранящие Его». Святитель Феофан Затворник пишет: «Закон есть выражение воли Божией. Если законом полно всё внутри, значит волею Божиею полно; элемент Божеский принят внутрь и срастворен со всем существом человека. Собери, говорит бессчётное множество благ мира; они все ничто для меня сравнительно с законом уст Божиих» («толкование на 118-й псалом»).

    «Желаешь ли ты, человек малый, обрести жизнь? Сохрани в себе веру и смирение, потому что ими обретёшь милость, и помощь, и словеса, изрекаемые в сердце Богом хранителю, сокровенно и явно с тобою пребывающему» (преп. Исаак Сирин).
   Ангел, данный нам Господом всегда пребывает с нами. Вера- это тот ответ на голос Божьего призыва, через который Ангел – хранитель наш всегда с нами пребывать будет, и в дни Суда Божия. Сделать должно главное – откликнуться этот призыв. «Господь за меня, да не устрашусь, что сделает мне человек» (Пс. 117;6). 

Просмотров: 125