12.01.2018

Слово в Неделю о Страшном Суде (6 марта 2016 года)

   Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную[1].

   Слышанному нами сегодня евангельскому слову предшествует притча о талантах. И это не случайно: таланты, тот «набор» добродетелей, дарованный нам Господом, мы должны взращивать неустанным трудом, трудом во славу Имени Божия: ибо без любви, главного духовного труда в жизни христианина, человек не может угодить Богу- «любящий  Господа прежде возлюбил своего брата, ибо второе служит доказательством первого» (преп. Иоанн Лествичник).
Никакое деяние наше не останется сокрытым, за каждое слово и дело наше мы дадим пред Богом ответ: «великая слава ожидает праведников, такая, какую невозможно изобразить словом. Ибо, восприняв нетленные тела по воскресении, прославятся и будут царствовать вместе со Христом. Никакое добро, хотя и маловажное, не будет пренебреженно праведным Судиёю. Если грехи будут исследоваться с такою строгостию, что мы понесем наказания и за слова, и за желания, то гораздо более добрые дела, малы ли будут или велики, вменятся нам в то время» (свт. Иоанн Златоуст).
  И Спаситель, научая нас хранить любовь- корень всех добродетелей, говорит: «И Царь скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо Я алкал и вы не дали Мне есть, жаждал и вы не напоили Меня. Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И пойдут сии в муку вечную, в праведники в жизнь вечную».
  Сии слова Христа, следующие за притчей о талантах, призыв к нам: «храните любовь между собою», в этом заложен закон нравственного совершенства. «Два пути есть в жизни, один из которых избирает каждый по свободной воле своей. Есть путь следования добру и правде; есть другой страшный путь следования злу и неправде. Если человек избрал путь добра и правды и неуклонно шел по нему всё дальше и дальше, то он, в течение всей жизни своей, творя правду и добро, свой дух совершенствует в этом направлении и становится достойным, чтобы и в жизни вечной продолжать это развитие,- и он продолжает его, когда услышит от Страшного Судии: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34)» (свт. Лука /Войно-Ясенецкий/).
   Ибо души наши должны быть подобны тем девам разумным, которые, помимо светильников, имели с собой и елей в сосудах- елей добродетелей, коих исполнена любящая Господа душа. Господь на призывает к труду малому. Малому, ибо величие награды, обещанной нам Господом, изъяснить невозможно- награда за труды есть Царство Небесное: «если здесь вознерадим, возлюбленные мои, то в день оный не будем иметь оправдания. Не найдём и предлога к извинению грехов своих» (преп. Ефрем Сирин).
   Ибо только в Господе прибежище наше, укрепление наше, утешение наше и покой. «Мы были врагами, и Господь- примирение наше; были земными,- а стали небесными; были смертными,- а стали бессмертными; были сынами тьмы,- а стали сынами света» (преп. Ефрем Сирин).
   Участь наша зависит от нас самих. Потому что «наступит День великий и страшный, когда Господь объявит все тайны человеческие перед людьми и перед ангелами. Тогда мы увидим, какими нас сейчас видит и знает один Господь. Всё станет явным для всех, кто что делал, к чему стремился, что думал и чувствовал в своей земной жизни. И каждый войдёт в ту вечность, которую заслужил во времени» (свт. Николай Сербский).
   По слову протопресвитера Александра Шмемана, «любя Христа, я не могу любить Его любовью. И вот всё в мире становится личным, всё в мире светится и судится любовью, и эта Божественная любовь есть действительно самый страшный из всех судов».

[1] Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 31-46.

Просмотров: 116